0
Корзина пуста

                 Ремонт & Дизайн.COM

                                                                                       ремонт квартир и домов

Иностранный опыт: город-порт Роттердам


f3dad6ff65a3d8995ee05d89e018e05c.png

Портовые города с самого своего зарождения были зажиточными - через них производилась транспортировка товаров и, как следствие, в этих городах оседала часть прибыли от торговых сделок. Со временем, товарооборот вырос, корабли стали больше по размеру, увеличилось и их общее количество в порту. Соответственно, разрослись и портовые территории, оттеснив центр города дальше от воды. Но, с появлением новейших технологий и логистики в портовом деле, огромные территории более стали не нужны. И в 1960-х оказалось, что бывшие портовые территории в районе городского центра Роттердама находятся в полном запустении. Эти депрессивные земли отделяли исторический центр города от реки Маас, еще более усугубляя социальное расслоение населения (богатые районы преимущественно располагались вдоль северного берега, и бедные вдоль южного).


Необходимо отметить, что Роттердам, имеющий большое стратегические значение, был существенно разрушен во время Второй Мировой войны и нуждался в восстановлении. Эксперты-градостроители решили превратить минус - большое число разрушенных зданий - в плюс: за счет грамотного освоения неиспользуемых земель изменить сложившуюся схему расселения жителей.


Первым шагом стало принятие программы "Морской фасад Роттердама" (Rotterdam Waterfront Program), целью которой стало объединение города вокруг реки Маас. Однако, решено было не просто застроить пустующие территории "как придется", но сохранить их исторический дух и колорит. Поэтому программа стала основой для реализации нескольких менее крупных проектов.

Старый порт (Oude Haven)

Это именно та зона, откуда началось развитие Роттердама как порта и как города, и поэтому здесь было решено сохранить в первоначальном виде каналы и всю водную линию, а также единичные мосты и достопримечательности (например, старейший небоскреб Европы "Белый дом"), несмотря на общую тенденцию городских властей на замещение исторической застройки современной. Поэтому сохраненные "жемчужины" решено было окружить образчиками новейшей экспериментальной архитектуры - к примеру, кубическими домами Пита Блома, - которые со временем стали не менее знаковой достопримечательностью Роттердама, чем исторические здания. Кроме этого, район Старого порта был отдан под развитие индустрии развлечений - в нем массово появлялись кафе, бары, рестораны, словом, все то, что помогло привлечь к восстановлению города инвесторов и частных предпринимателей. Теперь жизнь в бывшем Старом порте бьет ключом.


31429b5a18a4825a4cb2e4a97134ec16.png

Районы Лёвехавен, Вийнхавен и Зальмхавен (Leuvehaven, Wijnhaven и Zalmhaven)

Другие бывшие портовые районы, где раньше продавали вино и рыбу (Leuvehaven, Wijnhaven и Zalmhaven), были отданы под жилищную и офисную застройку, так как городские власти мудро решили, что для того, чтобы вновь создаваемый центр стал настоящим сердцем города, в нем должны быть постоянные жители. Поэтому здесь началось возведение жилых домов, рассчитанных на покупателей среднего и выше среднего достатка.


Интересно, что представителей этих категорий населения в городе на тот момент было явно недостаточно. В силу того, что большая часть вакансий градообразующего предприятия - порта - требовала низкой квалификации работников, с соответствующим уровнем доходов.


Отметим, что в отличие от другого портового города Нидерландов - Амстердама - роттердамский порт на тот момент не имел безукоризненной репутации и не мог похвастать большим количеством штаб-квартир "именитых" компаний. Чтобы изменить положение вещей, в Роттердаме начали строить шикарные небоскребы авторства известных архитекторов. Это позволило не только привлечь обеспеченных граждан к приобретению жилья в новом центре города, но и побудить новые компании и корпорации к созданию своих штаб-квартир и офисов в Роттердаме.


Районы Разгрузочного квартала и Паркового причала (Scheepvaartkwartier & Parkhaven)

Согласно плану городских властей, районы Scheepvaartkwartier & Parkhaven были отданы под создание "зеленых легких" города. Здесь разместились парки, променады вдоль набережных и единичные комплексы элитной недвижимости. Причем, девелоперы строящейся элитной застройки участвовали в создании этих самых парков и променадов.


Район Коп ван Зюйд (Kop van Zuid)

На этот район градостроители возлагали особые надежды. Именно он должен был стать центром объединения ранее "расколотого" города. Здесь предполагалось построить новый квартал для среднего класса, где жилые дома для представителей среднего класса были обеспечены всей необходимой социальной инфраструктурой: магазинами, аптеками, ресторанами и офисными зданиями.

Работы по редевелопменту этого района ускорились в 1996 году после завершения строительства 802-метрового вантового моста Эразма, который и стал главным символом соединения города. Некоторые проекты здесь уже завершены, но многие еще находятся в фазе строительства, как например, комплекс офисных небоскребов и самых высоких в городе жилых зданий Вильгельмина (Wilhelmina).


1df71235ff80e701db2c95423ff2e6e4.png

Вторая волна: проект городского порта (CityPorts)

Параллельно с освоением новых городских территорий, в 2002 году в Роттердаме была запущена вторая волна преобразований, а именно - активное развитие и совершенствование территории современного порта, который ставит перед собой более чем амбициозные цели: борьбу за статус крупнейшего европейского порта, и вместе с тем, самого компактного и эффективного порта в мире.


Эта непростая задача осложнилась еще больше с наступлением глобального финансового кризиса 2007 года. Крупные частные инвестиции, благодаря которым стала возможна большая часть произошедших с центром города изменений, стали недоступны. Учитывая сложившиеся обстоятельства, мастер-план порта принимать не стали, но обозначили пять приоритетных направлений, по которым проект может и должен развиваться.


Одним из таких направлений стала задача привлечения молодежи и обеспечения ее качественным образованием в сфере всевозможных аспектов портового дела. Поэтому было решено интегрировать кампус, включающий места для получения как среднего технического, так и высшего образования, в саму территорию порта. Таким образом, студенты не только могут наблюдать в реальности за тем, что изучают на занятиях, но и большую часть своего времени проводят по соседству со штаб-квартирами и офисами крупных компаний, работающих в данной сфере. Кстати, после окончания обучения - при необходимости - можно без проблем снять офис по соседству в одном из отреставрированных зданий.


Еще одним проектом, приносящим прибыль, стало развитие сектора вторичной переработки отходов. Дело это, возможно, не слишком респектабельное, но прибыльное. Не говоря уж об "экологических добродетелях", такой шаг позволяет, во-первых, развить в городе новую отрасль промышленности, привлечь в нее средства и организовать новые рабочие места, и, во-вторых, увеличить оборот грузопотоков в порту (теперь корабли, ныне возвращающиеся из рейса порожняком, могут забирать на обратном пути "мусорный груз" со всей Европы, и тем самым, получать дополнительные доходы).


5f9aed6ca7411364b984e0951024d3aa.png

Однако, в настоящее время, такая стратегия развития требует гибкости и умения находить новые возможности и решения - возможно, на первых порах не очень популярные с точки зрения широкой публики. Первая волна редевелопмента однако показывает, что при грамотных расчётах и должном обосновании такие решения, в конечном счете, приведут к желаемому результату, но результат этот (а вместе с ним и мега-прибыли) будет виден не сразу, а в долгосрочной перспективе. Возможно, через 30 или 50 лет (смотря что именно брать за точку отсчета). Но если перед городом стоят глобальные задачи, без "длинных" проектов не обойтись.


Источник: ЕСТП Блог

Нет комментариев Добавить комментарий